Альты
Альты – это струнно-смычковые инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Эти инструменты исполняют, как правило, вторые партии, придавая сольной мелодии мягкости и красоты в аккомпанементе.
Однако, для альтов написано немало персональных произведений, которые уже стали классикой. Но такое положение вещей было не всегда. Альты воспринимались как недоразвитые инструменты, и ими награждались только самые неумелые скрипачи. Неоцененные музыкантами и композиторами, альты оставались на вторых ролях многие десятилетия.
Первый качественный сдвиг в поднятии рейтинга альтов произошел в самом начале девятнадцатого века, когда Этьен Мегюль написал целую оперу под названием «Uthal». В этом произведении не было места ни первым, ни вторым скрипкам. Сольную партию и аккомпанемент исполняли только альты. Этот подвиг продолжил Гектор Берлиоз, который почти через тридцать лет после Мегюля написал для великого Паганини большую симфонию под названием «Гарольд в Италии».
По составу в симфоническом оркестре альты стоят между скрипками и виолончелями. Но по своему потенциалу они способны на многое. Альтам под силу высокие ноты, которые обычно издают только скрипки. А по звучанию низких звуков скрипкам далеко до альтов.
Чтобы играть на альте, не достаточно просто освоить аппликатуру на грифе. Строение этого инструмента отличается от скрипичного своими размерами. Поэтому для альтиста необходимо иметь длинные сильные руки и пальцы.
Как уже говорилось, альт по внешнему виду и строению напоминает скрипку, но размерами превосходит ее. В длину корпус альта занимает примерно сорок три сантиметра. Диапазон звучания у него три октавы, которые обеспечивают четыре натянутые струны. Звук, который издает этот инструмент насыщенный и густой, можно сказать даже матовый в низких регистрах. Но при игре в верхнем диапазоне появляется глухость и гнусавость.
По своему расчетному размеру, альт практически не существует, так как на нем мало кто сможет сыграть. Поэтому до сих пор альты выпускаются в уменьшенных габаритах для удобства музыкантов. Более того, нужно освоить немного иную технику игры, чем на скрипках.
Очень немногие альтисты на сегодняшний день берутся осваивать «настоящий» альт. В этом деле должно совпасть несколько пунктов – желание музыканта, подходящие по длине руки и пальцы, развитые мышцы на этих конечностях, ну и, безусловно, талант.