Контрабасы
Контрабас – это самый большой и наиболее низкий по звучанию струнно-смычковый инструмент. Он имеет почти два метра длины. У контрабаса четыре струны, которые настроены по квартам – Ми и Ля контр октавы, Ре и Соль большой октавы.
Если заглянуть в историю, то можно встретить там предшественницу контрабаса – это контрабасовая виола. У нее было пять струн, в отличие от современного контрабаса. Но похоже музыкантов чем-то не устраивал этот инструмент, и в середине семнадцатого века один итальянский мастер музыкальных инструментов Микеле Тодини изготовил новый контрабасовый инструмент на основе той же виолы. Он убрал самую низкую пятую струну, но оставил пропорции и внешность корпуса.
Новая разновидность басовых струнных смычковых инструментов по началу не оценилась. Только к середине восемнадцатого века, контрабасы вошли в обязательный состав симфонического оркестра. Инструмент так прижился и понравился музыкантам, что среди них появляются настоящие виртуозы игры на контрабасе. Пишутся даже сольные партии для этих басовых великанов.
Но и на этом дело не остановилось. В девятнадцатом веке во Франции, мастер Жан Вийом искал новые басовые звуки и более низкие частоты. В процессе поисков, он создал инструмент, длиной четыре метра, и назвал его октобас. Естественно, по причине неразумной величины этого инструмента, октобас остался неудел.
Современные контрабасы, имеют дополнительные приспособления, которые позволяют удлинять четверную струну, самую низкую по звучанию или добавлять пятую струну.
Говоря о технике игры на контрабасе, то на нем играют стоя. Иногда в оркестрах музыканты садятся на высокие табуреты и ставят инструмент перед собой. Как и у виолончели, контрабас имеет подставку в виде шпиля под корпусом. Он может регулироваться по высоте, тем самым подстраиваясь под рост музыканта.
Играют на контрабасе смычком, теми же приемами, что и на скрипе, альте и виолончели. Но более распространенной техникой на этом громоздком инструменте стала пиццикато – обычно это джазовые коллективы. В оркестре этот инструмент играет важную роль басовых партий.
Звучание контрабаса низкое, густое и довольно сочное. Из-за небольшого диапазона и малого распространения низких звуков на расстояние, контрабас не используется как сольный инструмент. Но и в этом регистре есть свои виртуозы, которые все-таки выжимают из контрабаса весь его потенциал.